Иконописная мастерская "ЛИКЪ"

Образ Спасителя слагался и по преданию, и по непосредственным откровениям, и чудесным образом. Так <Письмо> иудейского проконсула Публия Лентула к римскому сенату содержит описание внешнего вида Господа Бога Нашего.


     


Образцовым считается <Сказания> монаха Епифания, согласно которому Спаситель <..был весьма прекрасен видом:русые, не особенно густые волосы, брови же черные и не особенно согнутые, очи светлые и блестящие, с долгим носом, с русой бородою:>. Подобные описания могут рассматриваться как своеобразные толковые подлинники, руководство которых способствовало сложению канонического образа Спасителя. А также церковное предание о существовании Нерукотворного Образа, что есть собственноручным свидетельством Христа о своем облике. С его переносом из Эдессы в Константинополь в середине Х столетия церковное искусство получило совершенный иконографический образец, на основе которого уже в ХI веке выработан строгий канон изображения Спасителя.
Его лик имеет следующие черты:
Волосы условно русые, не очень густые, длинные, пышные, уложены один к одному( на языке иконописцев- разделены). Прямые сначала, чуть повиты с ушей( так наз. <назорейские>). Лик повторяет очертание волос, продолговат, овален. Лоб высокий, обнажен. Глаза темные , немаленькие, брови тонкие, идут плоскими дугами. Нос тонкий, прямой, пропорционально длинный, с легкой горбинкой. Рот маленький, нечувственный. Из под волос виднеются мочки ушей. Усы не густые непышные, переходят в бороду, которая невелика, темна, суживается книзу.
Обязательные атрибуты изображения.
Сокращенное надписание имени Иисус Христос, составленное из двух пар под титлами: IC XC. Крещатый нимб, напоминающий о крестной смерти Спасителя, искупительное действие которой обнимает весь мир. В трех видимых сторонах креста нимба пишутся буквы греческого слова — Сущий.
Одежды Христа:
Нижняя- хитон, верхняя-гиматий. Хитон имеет клав- золотую полосу на правом плече- символ царского достоинства. Цвет хитона- пурпурный, означающий царственность и кровность Его жертвы, Его человечество. Гиматий изображается голубым, что выражает высшую, Божественную природу Сына Божия, Его пренебесное происхождение. В определенных случаях одежды пишутся одноцветными:золотыми, желтыми, белыми.

На многих иконах Христос изображен благословляющим. Жесты благословения различаются как двуперстный и именословный. Сочетание пальцев в последнем передает имя Иисуса Христа в общепринятом сокращении. Дионисий Фурноаграфиот замечает в Ерминии: Посему-то Творец по Божественному Провидению придал руке человека ни больше, ни меньше перстов, а сколько нужно для означения имени Христова.

Типы икон Господа Нашего Иисуса Христа
О
главные
-<Спас Нерукотворный>
     

-<Плат Вероники> и др.
Изображения оплечные, поясные

- «Господь Вседержитель»
     

- <В терновом венце>
     
В рост
- «Господь Вседержитель»
Сидящий
- «Спас на престоле»
   


Символические
- <Лоза истинная>

- Недреманное око

- <Пастырь добрый>
Сюжеты и Праздники
- <Воскресение Христово>
   

- <Рождество Христово>
     

      

- <Крещение Господне> Богоявление

- <Вход Господень в Иерусалим>


— <Вознесение Господне>

- <Преображение Господне>

- <Распятие>

- <Тайная Вечеря>