Иконописная мастерская "ЛИКЪ"

- стр.2 -


Иконе «Боголюбская» молятся о здравии, семейном благополучии, избавлении от эпидемий.

Историческая справка

“Боголюбская (Боголюбивая)” икона Божией Матери — почитаемая Русской православной церковью икона Богородицы, написанная в XII веке по повелению Андрея Боголюбского в память о явлении ему Богородицы. Относится к числу древнейших икон русского происхождения, почитаемых чудотворными.
По преданию, в 1155 году, во время перенесения будущей Владимирской иконы во Владимиро-Суздальские земли из Вышгорода, князю в походном шатре явилась Пресвятая Богородица и повелела ему поставить икону во Владимире. На месте явления Богородицы Андрею Боголюбскому (ныне Боголюбово) был основан монастырь и князь повелел написать особую икону, изображающую его видение. Новый образ, затем был поставлен в Боголюбове вместе с самой Владимирской иконой в Боголюбовском замке. Празднование иконе установлено 18 июня по юлианскому календарю.
Икона изображает Богородицу без Младенца, в рост, в молении перед Господом, показанном в небесном сегменте. В руках Пресвятой Богородицы обычно изображают свиток, на котором пишут:“Владыко Многомилостивый, Господи Иисусе Христе, Сыне и Боже Мой, приклони ко Мне ухо Твое, ибо аз молю за мир”.
Во многих вариантах иконы к Богородице коленопреклонённо обращаются предстоящие, состав которых меняется в зависимости от иконографического извода.


День празднования — 18 июня/1 июля(по новому стилю ).


«Взыскание погибших» — молятся о детях, их здоровьи и благополучии, счастливой жизни, о возвращении в лоно семьи заблудших (ушедших в секты, наркомании и т.д.) как последнему прибежищу, последней надежде погибающих людей.

Историческая справка

Появление этой иконы связано с одной очень древней историей, датированной VI веком по Рождеству Христову. В некоем архиерейском доме служил эконом — весьма честный и благочестивый человек. И вдруг его обвинили в том, что он нечист на руку, и выгнали. Обида так взыграла в иноке, что он возроптал на Бога и Богородицу и заключил союз с дьяволом, подписав с ним хартию. И вот уже на грани погибели он ужаснулся тому, что натворил, опомнился и стал думать, что делать. Тогда он затворяется в храме, не велит туда никого пускать и отчаянно молится перед образом Божией Матери, называя Ее «Взыскание погибших». Молитва была такой горячей, горе таким отчаянным, а раскаяние настолько глубоким и искренним, что Царица Небесная вняла просьбам Феофила (так звали инока) и, возвестив о прощении грехов, вернула подписанную им страшную хартию. . Создание образа относится к XVII веку. В иконописной традиции XIX в. существовало несколько устойчивых иконографических вариантов этой иконы, когда Богоматерь изображалась с покровенной или непокровенной главой, иногда не воспроизводилось характерное положение Ее рук. Матерь Божия, чуть наклонив голову влево, поддерживает младенца Иисуса сплетенными руками в вертикальном стоячем положении, а он прижался к Ее щеке и держится рукой за шею. Его ноги свободно видны из под облачения.

Празднование — 5 февраля (18 февраля по новому стилю).

«Владимирская» — одна из наиболее почитаемых икон на Руси. Образ матери заступницы во всех бедах и печалях. Эту икону ставят в домашний иконостас, ею благословляют детей, венчаются, военные дают присягу.




Историческая справка

По церковному преданию, икону написал евангелист Лука на доске стола, за которым трапезовало Святое Семейство: Спаситель, Богородица и праведный Иосиф Обручник.
Божия Матерь, увидев этот образ, произнесла: «Отныне ублажат Меня все роды. Благодать Рождавшегося от Меня и Моя с этой иконой да будет».
Согласно легенде, попала в Константинополь из Иерусалима в V веке при императоре Феодосии.
На Русь икона пришла из Византии в начале XII века (около 1131 года) как подарок Юрию Долгорукому от Константинопольского патриарха Луки Хрисоверга.
Вначале Владимирская икона находилась в женском Богородичном монастыре Вышгорода, недалеко от Киева. Андрей Боголюбский вывез Вышгородскую икону Богоматери во Владимир (по которому она и получила нынешнее наименование) в 1155 году, где она хранилась в Успенском соборе.
Во время нашествия Тамерлана при Василии I в 1395 году чтимая икона была перенесена в Москву для защиты города от завоевателя. На месте «сретения» (встречи) москвичами Владимирской иконы был основан Сретенский монастырь, давший название улице Сретенка. То, что войска Тамерлана без видимых причин повернули от Ельца обратно, не дойдя до Москвы, было расценено как заступничество Богородицы.
Икона стояла прежде в Успенском соборе Московского Кремля по левую сторону царских врат иконостаса. Риза греческой работы на иконе из чистого золота с драгоценными камнями оценивалась в сумму около 200 000 золотых рублей (сейчас в Оружейной палате). В 1918 году её изъяли из собора для реставрации, а в 1926 году передали в Государственный исторический музей. В 1930 году она была передана в Государственную Третьяковскую галерею (Инв. № 14243). С сентября 1999 года находится в храме-музее Святителя Николая в Толмачах при Государственной Третьяковской галерее.
Иконографически Владимирская икона относится к типу Елеуса (Умиление). Младенец припал щекой к щеке Матери. Икона передаёт полное нежности общение Матери и Ребёнка. Мария предвидит страдания Сына в Его земном пути. Отличительная особенность Владимирской иконы от прочих икон типа Умиление: левая ножка Младенца Христа согнута таким образом, что видна подошва ступни, «пяточка».
Перед иконой Божией Матери «Владимирская» совершались многие важнейшие государственные акты России: присяга на верность Родине, молитвы перед военными походами, избрание всероссийских Патриархов.


В память о чудесах отмечаются праздники иконы:
21 мая (3 июня) — избавление от Махмет-Гирея;
23 июня (6 июля) — избавление от Ахмата;
26 августа (8 сентября) — сретение иконы в Москве и избавление от Тамерлана.

Продолжение просмотра: стр.1 стр.2 стр.3 стр.4 стр.5 стр.6 стр.7
А — Б  Б — В  В — Г  Д — И  К — Н  О — П  Р — Я