Иконописная мастерская "ЛИКЪ"

- стр.3 -


Пред иконой Пресвятой Богородицы «Волынская-Каплуновская» молятся о защите от иноплеменных, о сохранении государства.

Историческая справка

Оригинал Волынской иконы Божьей Матери в настоящее время сохраняется в Национальном художественном музее Украины в Киеве. Этот образ Пресвятой Девы – не только ценное приобретение изобразительного искусства. Волынская икона – это один из самых совершенных образов Спасителя и Его Пречистой Матери. Долгое время икона находилась в луцком Свято-Покровском храме.Относительно времени написания этого чудотворного образа существуют несколько предположений. Согласно одному из них, икона Божией матери написана около 1289 года для кафедрального собора Луцка по заказу князя Мстислава Даниловича. Впоследствии чудотворная икона Божией матери оказалась в луцком храме Покрова Пресвятой Богородицы, построенном в XV веке. Другая версия относит время написания Волынской иконы к началу XIV века.
Искусствоведы относят Волынскую икону к произведениям местной иконописной школы, хотя и отмечают охридское и, в целом, балканское влияние. Подлинное происхождение её неизвестно, возможно, какое-то отношение к её созданию имел выдающийся иконописец святитель Пётр, будущий митрополит Московский.
В Волынской иконе поражает почти чеканный суровый силуэт Богородицы в тёмном, вишнево-красном мафории. Скорбный взгляд Богородицы с укором устремлён на людей, что придаёт образу трагическое звучание. Согласно преданию, икона Божией Матери писалась во времена «нашествия иноплеменных». Историческая ситуация требовала от людей стойкости, мужества, отваги и готовности отдать жизнь в борьбе против поработителей. Возможно, именно поэтому на лице Божией Матери столько скорби и скрытого укора, который будто и от смотрящих на лик требует ратного подвига и самопожертвования во имя Родины.


День празднования иконы: 13 июля (30 июня старый стиль).


Иконе «Всех скорбящих радость», как говорит название, Всем, скорбит и печалится дарующая радость, молятся о даровании всевозможных благ: «нагим-одеяние, больным- исцеление, голодным-кормление, слепым-прозрение, печальным-утешение.
«Всех скорбящих радость» с грошиками – молятся о даровании финансовых успехов.

Историческая справка

«Всех скорбящих Радость» — начальная строка одной из богородичных стихир«Всех скорбящих Радосте и обидимых Заступнице…».По-видимому, первой иконой с таким названием был известный только по упоминанию в документах образ, написанный в 1683 году придворным живописцем Иваном Безминым, работавшим в европейской стилистике. Исследователи отмечают, что иконография «Всех скорбящих Радости» не получила «единой законченной композиционной схемы, существует во множестве вариантов». Ранние изводы XVII века первоначально не имели изображений страждущих. Они появляются только после прославления.
Икона «Всех Скорбящих Радость» впервые прославилась как чудотворная в 1688 году, в Москве, в Преображенской церкви на Ордынке. Чудо, прославившее икону, по преданию, заключалось в исцелении по молитве к иконе родной сестры Патриарха Московского Иоакима.Событие получило широкий отклик, Церковь Преображения на Ордынке стала известной в народе не как Спасо-Преображенская, а как Скорбященская — по приделу, посвящённому чудотворному образу.
Московская икона «Всех скорбящих Радость» изображает Богородицу с Младенцем, над которыми парят два ангела с рипидами. Ещё одна пара ангелов изображена среди страждущих людей. Над Богородицей помещено изображение Отечества (один из иконографических вариантов икон Святой Троицы, а под её ногами картуш, заключающий в себя текст кондака иконы. По другим спискам Богоматерь изображается в рост, стоящей в мандорле (сиянии) и в окружении ангелов, (с Младенцем на левой руке, но чаще без него. Дева Мария стоит на полумесяце (образ из иконографии апокалиптической Жены, облечённой в солнце — Откр.12:1) или на облаках. В руке Богородицы чётки (ранний и редкий вариант, возник под влиянием католического розария, свиток или хлеб.
Несмотря на то, что иконография «Всех скорбящих Радости» сложилась после церковного раскола, связанного с реформами патриарха Никона, образ пользовался популярностью у старообрядцев. Иконописцы из старообрядческих мастерских села Ветка в Белоруссии писали многочисленные списки этой иконы.
Божья Матерь стоит на возвышении в окружении ангелов и людей. В верхней части иконы изображение Cпасителя, чуть пониже надписи. Различается икона с прорисоваными грошиками. Их должно быть двенадцать. Известны разные варианты иконы. Внизу на другой иконе много надписей и вверху изображена Пресвятая Троица, а Богоматерь держит Младенца.


Празднование иконе совершается 24 октября (6 ноября по новому стилю).

Список с грошиками

Всех скорбящих Радость с грошиками — список с иконы «Всех скорбящих Радость» с прилипшими к красочному слою во время пожара медными монетами (на списках с иконы монеты изображаются краской). Имеет размеры 53,5 × 35,5 см, относится к типу «Умиление и посещение в беде страждущим». По стилю живописи датируется XIX веком.

Историческая справка

По преданию, этот образ был прибит волнами к имению купцов Куракиных на Неве. Впоследствии икона перешла к купцу Матвееву, мать которого происходила из рода Куракиных, который пожертвовал её Тихвинской часовне деревни Клочки под Петербургом, находившейся вблизи Петербургского стекольного завода. Почитание иконы началось после того как 23 июля 1888 года над Петербургом и его окрестностями была сильная гроза. Молния с силой ударила в часовню у Стеклянного завода, обожгла внутренние стены, но не коснулась образа Богоматери, несмотря на то, что другие иконы были опалены пламенем, а кружка для сбора подаяний совершенно разбита.
Образ Владычицы прикреплён был в часовне в углу на шнурке. От громового удара икона спустилась на землю, причём лик Богоматери, сильно потемневший от времени и копоти, как бы просветлел и обновился. Двенадцать же медных монет из разбитой кружки каким-то образом оказались прикреплёнными в разных местах к образу.
Известие о случившемся быстро распространилось по городу и на следующий день с благословения митрополита Исидора (Никольского) началось служение молебнов перед иконой. Вскоре появились сообщения о чудесных исцелениях от иконы.
В 1930-е годы церковь на набережной Невы была снесена и в настоящее время икона находится в церкви Пресвятой Троицы «Кулич и Пасха» (Санкт-Петербург).
За распоряжением патриарха Алексия II от 2 апреля 1998 года указано именовать её Санкт-Петербургской иконой Божией Матери «Всех скорбящих Радость» с грошиками.

В честь этой иконы установлено отдельное празднование 23 июля (5 августа по новому стилю).

Икона «Всецарица» прославилась чудесными исцелениями больных раком. Ей молятся о излечении онкологических заболеваний, избавления от пристрастия к оккультизму, о помощи родителям, за своих чад, ушедших из дома и оказавшихся в плену наркомании и многих других прельщениях нашего времени, а также имеет чудотворную силу против волшебных чар и колдовства.

Историческая справка

Чудотворная икона «Всецарица» находится в Греции на Святой Горе Афон возле восточной колонны соборного храма Ватопедской обители. В Греции. Пантанасса — это Всецарица, Всегоспожа, Всеповелительница.
Написана в 17-м веке и явилась благословением известного на Афоне старца Иосифа Исихаста своим ученикам.
Чудесная ее сила проявилась, когда подошедший к ней юноша был неведомой силой отброшен, а образ засиял. Впоследствии оказалось, что юноша занимался колдовством,
и пришел в монастырь, чтобы проверить свою силу на святых иконах. Чудотворное вмешательство Богородицы убедило молодого человека изменить свою жизнь и стать благочестивым. Он исцелился от душевного недуга и после этого остался на Афоне. Так эта икона впервые проявила свою чудотворную силу на человеке, одержимом бесами (занятия оккультизмом всегда приводит к одержимости). Позже стали замечать, что эта икона оказывает благотворное влияние и на больных с различными злокачественными опухолями. В ХVІІ веке она впервые была списана греческим монахом и постепенно стала известна во всем мире как исцелительница раковых заболеваний. Само имя иконы (Все-госпожа, Bсe-повелительница) говорит о ее особой, всеобъемлющей силе. Впервые явив свою чудотворную силу против волшебных чар (а ведь волхование, увлечение магией и прочими оккультными «науками», распространилось по Христианскому миру подобно раковой опухоли), Всецарица имеет благодать исцелять страшнейшую из болезней современного человечества – рак.
Иконография «Всецарицы» относится к типу «Панахранта» («Всемилостивая»). Богоматерь восседает на троне с Младенцем на левой руке в окружении архангелов. Из западных картин на этот сюжет наиболее известна «Богоматерь на троне в окружении ангелов» Чимабуэ.


Празднование в честь иконы: 31 августа (18 августа по старому стилю).


Пред иконой Пресвятой Богородицы «Густынская — Ярмарковая» молятся об облегчении и исцелении немощи телесной и душевной, помощи в торговых делах.

Историческая справка

Название икона получила от Густынского Свято-Троицкого мужского монастыря, основанного в 1610 году афонским иеросхимонахом Иоасафом в окрестностях города Прилуки (Украина) на острове Густынь. Назван был так остров из-за покрывавшего его густого дремучего леса. Время явления иконы Божией Матери «Густынская», или «Ярмарковая» неизвестно, но в летописи Густынского монастыря имеется запись, что уже в 1670 году она была известна повсюду как прославленная многими чудесными знамениями. Вначале святая икона Богородицы стояла над колодцем, а затем, после многих явленных ею чудотворений, перенесена в Троицкий храм и установлена слева от царских врат. Ежегодно, когда на монастырской площади проводилась ярмарка, икону Богородицы выносили из церкви, обходили с ней вокруг всей ярмарки и ставили в специально для этого устроенной часовне, в которой она и оставалась до конца ярмарочного торга. Отсюда и второе название Густынской иконы Божией Матери – «Ярмарковая». За свою более чем трёхсотлетнюю историю Густынский монастырь трижды закрывался. Начиная с 1993 года обитель, ставшая женским монастырём, вновь действует. Возродилась и традиция выносить чудотворную икону БогоМатери «Густынская», или «Ярмарковая» на время ярмарки.
По благословлению настоятельницы монастыря в 2000 году была написана новая большая и красивая икона Густынской Богоматери.Список был сделан со старинной иконки небольших размеров, потемневшей от времени и не совсем удачного письма, привезенной из Черниговского Елецкого монастыря.
Глядя на эту икону, Игуменья Вера, как бы прозревая будущее, сказала: «В середине XVIII века прославилась Густынская чудотворная икона Божией Матери и через два с половиной века стала историей. В начале ХХІ века прославится новая Густынская чудотворная икона Божией Матери и через столетия станет историей. Мы начинаем новый отсчет чудес от новой Густынской чудотворной иконы Богоматери».
И действительно, первое чудо произошло уже при написании самой иконы.
Несмотря на то, что икона нового письма, благодать, которая находилась на древней чудотворно иконе, во всей полноте перешла на новую икону. Это подтверждается чудесами, происходящими в наше время.


Празднуется: 28 июля (10 августа по новому стилю).

Продолжение просмотра: стр.1 стр.2 стр.3 стр.4 стр.5 стр.6 стр.7
А — Б  Б — В  В — Г  Д — И  К — Н  О — П  Р — Я